Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
-
- Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.
-
- Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективнВ течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.
1-е классы (начало реализации Программы – сентябрь 2022 года. Участие в треках начнётся со II четверти):
- Вводный орлятский урок;
- «Орлёнок – Эрудит»;
- «Орлёнок – Доброволец»;
- «Орлёнок – Мастер»;
- «Орлёнок – Спортсмен»;
- «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
- «Орлёнок – Эколог»;
- «Орлёнок – Лидер».
2-4 классы (начало реализации Программы – с октября 2022 года):
- Вводный орлятский урок;
- «Орлёнок – Лидер»;
- «Орлёнок – Эколог»;
- «Орлёнок – Эрудит»;
- «Орлёнок – Мастер»;
- «Орлёнок – Спортсмен»;
- «Орлёнок – Доброволец»;
- «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».
Участником программы может стать начальный класс любой общеобразовательной организации России.
В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.
1-е классы (начало реализации Программы – сентябрь 2022 года. Участие в треках начнётся со II четверти)
- Вводный орлятский урок;
- «Орлёнок – Эрудит»;
- «Орлёнок – Доброволец»;
- «Орлёнок – Мастер»;
- «Орлёнок – Спортсмен»;
- «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
- «Орлёнок – Эколог»;
- «Орлёнок – Лидер».
2-4 классы (начало реализации Программы – с октября 2022 года):
- Вводный орлятский урок;
- «Орлёнок – Лидер»;
- «Орлёнок – Эколог»;
- «Орлёнок – Эрудит»;
- «Орлёнок – Мастер»;
- «Орлёнок – Спортсмен»;
- «Орлёнок – Доброволец»;
- «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».
Участником программы может стать начальный класс любой общеобразовательной организации России.