МБОУ "Лицей № 36"
г. Калуга
  • Орлята России

    Программа Орлята (скачать)

    Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»

    В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

      1. Актуальность Программы «Орлята России»

    Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

    Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. 

    В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе. 

      1. Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»

    Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

    Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). 

    Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)

    Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)

    Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)

    Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.

    Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений.

    Ценностные основания Программы «Орлята России» 

      Рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

    Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.

    Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.

    Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.

    Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы. 

    Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.

    Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.

     

     Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение! 

    В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективнВ течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.

    1-е классы (начало реализации Программы – сентябрь 2022 года. Участие в треках начнётся со II четверти):

    • Вводный орлятский урок;
    • «Орлёнок – Эрудит»;
    • «Орлёнок – Доброволец»;
    • «Орлёнок – Мастер»;
    • «Орлёнок – Спортсмен»;
    • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
    • «Орлёнок – Эколог»;
    • «Орлёнок – Лидер».

    2-4 классы (начало реализации Программы  с октября 2022 года):

    • Вводный орлятский урок;
    • «Орлёнок – Лидер»;
    • «Орлёнок – Эколог»;
    • «Орлёнок – Эрудит»;
    • «Орлёнок – Мастер»;
    • «Орлёнок – Спортсмен»;
    • «Орлёнок – Доброволец»;
    • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».

    Участником программы может стать начальный класс любой общеобразовательной организации России.

     В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.

    1-е классы (начало реализации Программы – сентябрь 2022 года. Участие в треках начнётся со II четверти)

    • Вводный орлятский урок;
    • «Орлёнок – Эрудит»;
    • «Орлёнок – Доброволец»;
    • «Орлёнок – Мастер»;
    • «Орлёнок – Спортсмен»;
    • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
    • «Орлёнок – Эколог»;
    • «Орлёнок – Лидер».

    2-4 классы (начало реализации Программы  с октября 2022 года):

    • Вводный орлятский урок;
    • «Орлёнок – Лидер»;
    • «Орлёнок – Эколог»;
    • «Орлёнок – Эрудит»;
    • «Орлёнок – Мастер»;
    • «Орлёнок – Спортсмен»;
    • «Орлёнок – Доброволец»;
    • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти».

    Участником программы может стать начальный класс любой общеобразовательной организации России.

    Мероприятия

    Орлёнок – Лидер

    Учащиеся 2-4 классов в октябре месяце прошли трек «Орлёнок-Лидер». Программа проекта состоит из 9 блоков заданий (так называемых треков) разной направленности. Каждый трек «Орлят России» – это серия внеурочных развивающих занятий учителя со своим классом (творческих, игровых, дискуссионных, спортивных). Итогом каждого трека является коллективное творческое дело.  

    «Орлёнок – Лидер» - научил детей  раскрывать в себе  лидерских способностей и умения работать в команде. Каждый учащийся, кто принимал активное участие, получил сертификат и очень много положительных эмоций.

    трек «Орлёнок-Доброволец»

        В декабре месяце в 1 классах прошёл первый трек «Орлёнок-Доброволец».

    Ценности этого трека, значимые качества:  милосердие, доброта, забота.

      Задача педагога была, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр»,   «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия.

     Символ трека – Круг Добра

    Учащиеся 1 классов  принимали очень активное участие.

    трек «Орлёнок – Эрудит» 

    В 3-4 классах закончился трек «Орлёнок – Эрудит»  Ценности трека: познание

    и формирование понятия об эрудите как всесторонне развитой личности

    Символ трека – Конверт-копилка.

    Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая, чаще всего, отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети

    наиболее готовы знакомиться с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной  деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.   Учащиеся прошли это трек и получили сертификаты.

    трек  «Орлёнок – Мастер»

    Подошёл к концу третий трек  «Орлёнок – Мастер»  в 1- 4 классах.   
    Ценности, значимые качества трека: познание, творчество, красота. В рамках данного трека дети познакомились с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в  разных профессиях.  Во время  первой части трека дети готовили новогодние украшения, поделки, украшали  кабинеты , проводили мастер классы по изготовлению карнавальных масок, вторая часть трека проходила в рамках знакомства с лучшими мастерами своего дела. Дети 3-х классов посетили мастерские лицея , побывали на экскурсии завода «Картон- Полиграф», где познакомились с разными мастерами своего дела. Учащиеся по завершению этого трека открыли для себя мир творчества в разных сферах и работать в командах.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie