Содержание здоровьесберегающей деятельности в лицее включает: - создание экологически комфортной образовательной среды; - апробацию и внедрение различных техник сохранения и укрепления здоровья в учебновоспитательном процессе; - управление процессом формирования культуры здоровья и здорового образа жизни; - организацию валеологического сопровождения учащихся; - мониторинг здоровья и здоровьесберегающей (здоровьеформирующей) деятельности в образовательном учреждении (слежение за здоровьем учащихся, качеством образовательного процесса, эффективностью управления и здоровьесбережения); - методическое сопровождение системы непрерывного повышения уровня профессиональной готовности педагогов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.В целях развития и совершенствования здоровьесберегающей деятельности педагогический коллектив работает по следующим направлениям: Учебно-воспитательная работа: - соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп; - организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям; - составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями; - строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам; - создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам; - контроль за правильным использованием технических средств обучения: организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе; - организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп. Диагностическая работа: - осуществление медико-педагогического мониторинга учащихся (плановое проведение медосмотров для выявления отклонений в самочувствии и здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений); - выяснение роли природно-климатических, биологических (наследственных) и социальноэкономических условий и факторов в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся; - создание "паспорта здоровья" учащегося с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности; - осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой); - проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп; - анализ результатов медицинских исследований и ознакомление всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинских осмотров и профилактических мероприятий.Профилактическая и коррекционная работа: - формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов; - мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация); - контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации; - контроль за состоянием рабочей мебели (ученические столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам; - контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта классных комнат и всего помещения школы; - оснащение медицинского кабинета оборудованием, дезинфицирующими средствами; - контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильное сочетание продуктов) Методическая работа: - повышение грамотности учителей, формирование их готовности к работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся; - проведение экспертизы всех используемых в образовательном процессе программ, методов воспитания и обучения, оздоровительных мероприятий с целью изучения влияния на самочувствие и здоровье учащихся; Информационно-просветительская работа: - использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни (публикации в газете, организация лекций, семинаров, проведение "Дней здоровья"); - использование наглядной агитации (выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах) и воспитание учащихся личным примером (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек); - осуществление профориентации школьников с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:
• человеческий фактор — 25 %;
• экологический фактор — 25 %;
• социально-педагогический фактор — 40 %;
• медицинский фактор — 10 %.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
За лицеем закреплен медицинский работник КБУЗ "Детская городская больница " Рудина Вера Михайловна
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организацию питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18-24 |
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
-25 и выше | ветер более 5 м/с | занятия отменяются в 1- 11 классах |
В соответствии с санитарным законодательством, температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 градусов Цельсия. Во внеучебное время при отсутствии детей, согласно санитарных правил, в помещениях школы должна поддерживаться температура не ниже 15 градусов Цельсия, а отключение отопления в школе вообще не допускается. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.